Александр Мошнягул: Судьбы губернаторские или кому возглавлять исполнительную власть на Херсонщине?

Александр Мошнягул, Причерноморский центр политических и социальных исследований (опубликовано на сайте "Политическая Херсонщина")
В то время, как столица готовится к «коронации» нового Главы государства,  полит и бизнес элиты области с нетерпением ожидают разрешения  менее масштабных, но от этого  не менее значимых для них вопросов. Первый из них – назначение губернатора (сознательно избегаю прилагательного «нового», так как в нынешней политической ситуации можно ожидать любых сюрпризов).

Нужно отметить, что за время правления уходящего президента, главы ОДА порядком утратили свой вес. Это уже не те всесильные «удельные князья» эпохи Кучмы, которые без проблем переламывали пополам строптивых мэров, глав облсоветов, душили местные СМИ.  «Оранжевым» губернаторам пришлось столкнуться с серьезным сопротивлением оппонентов. Достаточно вспомнить бесплодные конфликты Бориса Силенкова  2005 года. или переход к откровенному лавированию в облсовете после выборов 2006 года.  Губернаторское долголетие Бориса Витальевича следует объяснять не большими достижениями и высокими показателями области, а особенностью сложившейся в стране политической ситуации.
Однако, не смотря на вышесказанное, должность губернатора остается достаточно влиятельной. Никто пока еще не отменял закон о местных администрациях, которые под «неусыпным» руководством своих председателей распоряжаются государственной землей (а часто, из-за несовершенного размежевания, и землей территориальных громад), богатыми недрами, бюджетами областей. Понятен и неподдельный интерес тех, кому небезразлично кто будет распоряжаться ресурсами региона.
Кто же возглавит Херсонскую ОГА? Точный ответ на этот вопрос сегодня вряд ли кто-либо даст. И дело не в недостатке информации, сегодня в экспертной среде уже называется ряд потенциальных претендентов. Дело в том что назначение будущего губернатора будет зависеть от того как решится общеполитическая ситуация в стране. А тут, как известно несколько вариантов.
Вариант первый, В.Януковичу удается переформатировать коалицию, то есть создать союз между Партией Регионов и НУНС. Понятно, что при таком раскладе «нашеукраинцы» потребуют преференций, как идеологических (например ПР замораживает свои обещания по поводу второго государственного языка) так и кадровых. И довольно высока вероятность, что в «нунсовском» кадровом списке будет фигурировать ряд губернаторов (доказавших личную преданность В. Ющенко), в том числе и Херсонский. Несмотря на особую приверженность Бориса Витальевича к темам Голодомора, УПА, личностям Мазепы и Шухевича, многочисленным конфликтам с лидером местных регионалов, ради достижения компромисса вопрос может быть решен положительно.
Возможно и «нашеукраинцы» согласятся на кандидатуру от Партии Регионов, но здесь возникнет внутренняя проблема у последних. Ведь не секрет, что внутри областной организации ПР не все безоблачно. Две основные группы влияния, во главе с председателем облсовета В.Демехиным и мэром Херсона В.Сальдо, не раз публично демонстрировали взаимную неприязнь. Понятно, что такая ситуация не устраивает Киев и Донецк (не за горами парламентские выборы, нужно демонстрировать единство рядов), поэтому при подборе кандидатуры будут предельно осторожны. Лучше не рисковать и прислать эммисара. Да, а еще же есть толерантный и очень влиятельный В.Ходаковский, чем не вариант?
Если же кресло не доверят не регионалам, не нашеукраинцам , тогда, скорее всего, будет введена переходная (то есть временная) кандидатура, устраивающая обе стороны. Претендента, либо «найдут» в другом регионе (уж больно натянуты отношения у местных регионалов и нашеукраинцев), либо будет назначен кто-то из местных управленцев или бизнесменов, не замеченный ранее в политических играх, возможно, кто нибудь из нейтральных замов Силенкова.
Вариант второй, Тимошенко удается сохранить коалицию. Вариант менее реальный, но все-таки он возможен. В таком случае Борис Витальевич скорее всего сохранит за собой должность с приставкой «и.о.», его просто нельзя будет сменить. Согласно закону губернатор назначается на период правления утвердившего его Президента, однако будет выполнять обязанности и при новом главе государства, до официального назначения преемника. Пусть В.Янукович отправит его в отставку, но кого назначать взамен? На кандидатуру Юлии Владимировны он не согласится, ни «при какой погоде», а назначить губернатора самому законодательство не позволяет. Согласно оному, Президент утверждает кандидатуру, предложенную исключительно Кабмином (читай Премьером). И если чудо таки состоится и депутаты НУНС и Блока Литвина подтвердят свое участие в коалиции, то вряд ли сможет Юлия Владимировна подобрать кандидатуру, которая удовлетворит и Виктора Федоровича.
Вариант третий, и самый непрогнозируемый, досрочные парламентские выборы. Тут как говорится, как карта ляжет. Конфигурация будущего парламента вообще непредсказуема. Новые политические лидеры, проявившие себя в первом туре президентских выборов могут серьезно повлиять на формат будущего парламента, и конечно же захотят определенных кадровых преференций (в том числе и должность херсонского губернатора). Кроме того, понятно что выборы пройдут через некое время. за которое может серьезно пошатнуться или укрепиться рейтинг основных игроков (БЮТ и Партии Регионов). Мало ли: вторая волна кризиса, а МВФ денег не дает, неурожай, инфляция и т.п. Или наоборот, Янукович будет последовательно выполнять все взятые на себя обязательства. Одним словом, каким будет новый парламент, предугадать нельзя. Ясно одно. В этой ситуации будет работать действующий губернатор. Президент может отправить его в отставку, но не может назначить исполняющего обязанности, Конституция не велит, так что и в такой ситуации придется Борису Витальевичу «отдуваться» за несовершенную политическую систему.
Вместо заключения.
Все описанные примеры и предположения построены на учете соблюдения Конституции и законов Украины. Однако, как это ни прискорбно, опыт показывает, что наши лидеры, при принятии своих решений не всегда точно следуют букве этих документов. Поэтому я не исключаю и не удивлюсь, что новый Президент назначит губернатора по своему усмотрению, так сказать исходя из принципа политической целесообразности, ведь мы уже не раз были свидетелями применения данного принципа. Просто такие решения сложно предугадать путем политического анализа.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Берислав: зустріч з владою. «Громадське коло навколо Бериславської громади: стань архітектором відновлення».

Підсумкова діалогова Платформа в Бериславській громаді: надбання та перспективи