Общественный контроль над капремонтом: путь длиной в три года

Неработающий лифт, протекающая крыша, проблемы с водоснабжением – к сожалению, все это давно не случайная неприятность, а вполне обыденная закономерность практически для каждого жителя многоквартирного дома. Обидно, когда заселяешься в нормальный дом, исправно платишь по счетам, и тут вдруг твое жилище начинает на глазах разваливаться. 


Деньги из бюджета тратятся нерационально

Для обеспечения гражданам спокойной и комфортной жизни из городского бюджета ежегодно выделяется определенная сумма на капитальный ремонт жилого фонда. Исполнительным комитетом городского совета утверждаются титульные списки капитального ремонта – плановые документы, содержащие поименный перечень объектов, которые планируется ремонтировать с указанием конкретных сроков и сумм выделенных средств. Объекты для титульных списков «подсказывают» депутаты-мажоритарщики, к которым в свою очередь обращаются «с домовыми проблемами» жители их округов.
Сама процедура вроде бы нехитрая, но почему-то очень закрытая от граждан. По какой-то причине городские власти не считают нужным сообщать херсонцам ни список домов, которые попали в титульные списки, ни другие подробности капремонта. Зато каждый год чиновники города красиво отчитываются о проделанной работе, говоря только то, что им выгодно. Хотя на деле нет никакой гарантии, что бюджетные деньги пошли «в правильное русло».
Вопрос прозрачности и эффективности капитального ремонта за счет средств городского бюджета заинтересовал общественность в 2011 году. Представители общественных организаций «За майбутнє Херсону» Владимир Макуха и "Причерноморский центр политических и социальных исследований" Александр Мошнягул при поддержке Комитета избирателей провели подробный мониторинг этой темы.
Были опрошены жители 44 домов из 45, в которых производился ремонт. Им было предложено дать оценку качества проведенного ремонта по 5-ти бальной системе.
Чуть больше половины, а именно 24 дома, поставили ремонт наибольший балл «пятерку». Четырем домам было трудно определиться, они оценили ремонт как «удовлетворительный». В остальных 16 домах или была выставлена «двойка», или жители утверждали, что ремонт вообще не проводился. То есть можно предположить, что 40% средств, по мнению жителей,  были потрачены не по назначению.
Эксперты сделали вывод, что главная причина такой ситуации заключается в том, что граждане отстранены от процесса проведения капитального ремонта на всех его этапах от формирования титульного списка до подписания акта выполненных работ. Причем эта отстраненность возникает не из-за пассивности граждан, а через сознательную политику власти.


Общественный контроль возможен

В связи с этим представители общественных организаций разработали Порядок осуществления контроля членами территориальной общины города Херсона за проведением текущего и капитального ремонта многоквартирных жилых домов за счет средств городского бюджета.
Данный документ подразумевал прозрачность процесса составления титульных списков и выполнения ремонта. Заместитель Херсонского городского головы Владимир Ярошевский в декабре 2011 года заявил о готовности обсуждать все проблемные вопросы. Это был первый решительный шаг к сотрудничеству власти с независимой общественностью за последние несколько лет. А также первый этап трехлетней истории принятия вышеописанного «Порядка».
Через полгода, уже в 2012 году общественников поддержали депутаты профильной комиссии по ЖКХ. Это стало самым важным событием в этой истории.
Игорь Козаков, Владимир Мыколаенко, Владимир Пепель, Игорь Шкода и другие депутаты, не взирая на свою партийную принадлежность, выступили за данный. Порядок.
Документ был внимательно изучен, частично доработан и изменен. Тем самым были  урегулированы спорные моменты и усилена дееспособность общественного контроля.
На выходе получился доработанный проект решения городского совета. Но после проделанной общественностью, экспертами и депутатской комиссией работы проект попал в «бермудский треугольник» Департамента ЖКХ...


«Бермудский треугольник»  бюрократии

Вопрос с согласованием документа в чиновничьих кабинетах никак не решался. Все время находились какие-то якобы «несогласования» с законодательными актами, инструкциями и прочими буквами правовых актов.  При этом руководители Департамента ЖКГ и Херсонского городского жилищного управления неоднократно высказывали свои опасения по поводу целесообразности общественного контроля над проведением капитальных ремонтов. Чиновники от ЖКХ не верили в реальность и эффективность такого контроля.
В неофициальных беседах говорилось авторам Проекта, что если допустить жильцов контролировать ремонт их домов – все это закончится только «базаром».
В результате у депутатов, которые поддержали усилия общественников, кончилось терпение.  Депутатская комиссия по вопросам ЖКХ единогласно проголосовала внести проект решения про общественный контроль ремонта многоквартирных домов на сессию без чиновничьих автографов. Городской совет вопрос с данным Порядком должен был рассмотреть в феврале 2013 года.
Но принятие документа снова было перенесено. Тем временем, Порядок общественного контроля успели рассмотреть еще на трех депутатских комиссиях, курирующих транспорт и связь, вопросы коммунальной собственности и бюджета. Первые две комиссии проект решения поддержали, а бюджетная хотя и назвала  его важным, но признала недоработанным.
Чтобы снять противоречия, депутаты из постоянной комиссии по ЖКХ просто убрали те пункты, которые вызвали у их коллег дискуссии. Казалось, все противоречия были сняты и вопрос можно было выносить на сессию.

Мартовская неудача

29 марта 2013 года состоялось голосования депутатами Херсонского городского совета за Порядок осуществления членами территориальной общины города Херсона контроля за проведением капитального ремонта многоквартирных жилых домов за счет средств городского бюджета. Казалось, победа была совсем близкой, но не хватило всего шести голосов, чтобы принять этот чрезвычайно важный документ.
Директор Департамента жилищно-коммунального хозяйства Херсонского горисполкома, депутат Игорь Марченко выступил с критикой данного Порядка. Он заявил, что данный проект общественного контроля якобы имеет серьезные замечания со стороны юристов горисполкома. Хотя все замечания депутатов и юристов, звучавшие в адрес Проекта, были уже давно учтены и исправлены.
После того, как данный вопрос получил резонанс в местной прессе, глава Департамента ЖКХ Игорь Марченко и председатель профильной депутатской комиссии по ЖКХ и глава фракции Партии регионов в горсовете  Игорь Козаков объяснили свою позицию.

Почему общественный контроль – это плохо (мнение чиновника)

Глава Департамента ЖКХ Херсонского горисполкома Игорь Марченко в телефонном разговоре пояснил что, он сам не против общественного контроля над проведением капремонтов, но в проекте решения его смущает несколько моментов.
Например, там говорится о привлечении «контролеров от народа», в качестве которых могут выступать и так называемые общественные уполномоченные,  которых жильцы дома выбирают на общем собрании большинством голосов.
- Я считаю, что такое право должно быть только у представителей официальных органов самоорганизации населения – ОСМД  и домкомов (создание домкома подразумевает регистрацию, утверждение устава, выдачу печати – то есть это не организация на один день). В противном случае не избежать скандалов. От одного и того же дома найдутся по нескольку представителей, которые будут уверять, что именно их выбрали на общем собрании (а на этих встречах редко собирается большинство жильцов) и «продвигать» свои подъезды или корпуса. А для взвешенного подхода необходим человек, который официально отвечает за весь дом и знает ситуацию по всем подъездам.
Далее. Я против обсуждения титульных списков с представителями домов. А что нам даст такая дискуссия? Понятно, что каждый будет требовать включить в титульный список свой адрес. При этом решение такого общего собрания всё равно носит только рекомендательный характер. От того, что масса людей соберется и покричит, ничего не изменится. Я думаю, лучше проводить эти обсуждения с депутатами-«мажоритарщиками» – людьми, которые знают возможности бюджета и могут выработать конструктивную позицию. И третий пункт, выполнение которого едва ли будет реальным на практике: в проекте решения говорится, что заказчик ремонтных работ обязан привлекать для осуществления общественного контроля при их проведении представителя жилого дома.  А если такой представитель не избран, не является компетентным лицом или просто не хочет?
В таком случае, выходит, мы вообще не имеем права начинать ремонт или обязаны ждать, пока выберут гражданина, который согласится? –
прокомментировал свою позицию чиновник. И высказал мнение, что проект решения нужно доработать убрать из него вышеперечисленные несоответствия. И тогда он сам лично будет ратовать за его принятие.

Слово депутата - закон

Игорь Козаков прояснил, что еще перед мартовской сессией на совете фракции было принято решение поддержать проект решения, и он сам не ожидал, что депутаты начнут колебаться.
«Я расцениваю случившееся как недоразумение, но мы собираемся поправить ситуацию на ближайшей сессии», – сказал Игорь Владимирович. И произошло именно так, как пообещал депутат. 26 апреля Херсонский городской совет принял решение «Об утверждении Положения осуществления членами территориальной общины города Херсон контроля  за проведением капитального ремонта многоквартирных жилых домов за счет средств городского бюджета». Решение было проголосовано большинством голосов, против был всего один депутат.
Вот так благодаря настойчивости самых разных людей, активной поддержки Проекта со стороны депутатов, долгим переговорам с властью, Херсон получил очень важное решение, разработанное общественностью для удобства граждан, а не властью для  выгоды власти.  Теперь, как будет организован общественный контроль, как будут тратится коммунальные деньги – все это будет зависеть от нас.


 Пресс-секретарь ХОО КИУ Екатерина Пономаренко

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Берислав: зустріч з владою. «Громадське коло навколо Бериславської громади: стань архітектором відновлення».

Підсумкова діалогова Платформа в Бериславській громаді: надбання та перспективи